Домашний кинотеатр
28.04.2017 49

Создаем домашний кинотеатр. Расставляем звук и свет

Нельзя отрицать, что каждый отдельно взятый элемент домашнего кинотеатра оказывает большое влияние на конечный результат: неверный дизайн интерьера может постоянно отвлекать внимание зрителя, а ошибочная расстановка мебели — снизит удобство просмотра. Однако наиболее значимыми деталями при создании идеального кинозала в домашних условиях, не считая, конечно, видеоаппаратуры, являются осветительные приборы и акустическая система, а также их продуманная расстановка в пространстве, поскольку именно эти элементы воздействуют на важнейшие для любого киномана органы чувств: зрение и слух.

Звук — мощный инструмент вовлечения в действо

Чтобы понять, насколько значима качественная акустическая система для домашнего кинотеатра, достаточно знать, что львиная доля бюджета каждого кассового фильма уходит именно на звуковое сопровождение. Над созданием реалистичных аудио эффектов трудятся десятки специалистов, а за соблюдением общей атмосферы и реализацией всех авторских задумок следит профессиональный звукорежиссер. Не уделив должного внимания аудиосистеме, зритель рискует не получить от очередного кино-шедевра всей полноты эмоций и ощущений.

Обустраивая такую систему, прежде всего, необходимо определиться с ее типом — на рынке сейчас представлено множество вариаций, различающихся по отдельным характеристикам, начиная от производителя (Panasonic, Philips, Samsung, LG, Sony и т.д.) и заканчивая вариантом установки (корпусная, встраиваемая), а также видом излучателей (рупорные, электростатические, динамические). Здесь все зависит от вкусовых предпочтений владельца и замыслов по дизайну интерьера будущего домашнего кинозала. Главное, чтобы оборудование создавало максимально однородное звуковое поле в той зоне, где расположены места для зрителей. Помните, что при оптимальных условиях и правильно подобранной аудиоаппаратуре зритель не может определить местоположение ее элементов, звук словно обволакивает человека, погружая его в атмосферу кинофильма.

Что касается расположения стереосистемы в пространстве домашнего кинотеатра, то здесь все подчинено строгим правилам, выработанным в результате долгих экспериментов с изменением направления звука. Так, центральная и фронтальная пары колонок, входящих в комплект, должны располагаться по кругу, при этом расстояние от зрительской зоны до каждого элемента должно быть одинаковыми.

В свою очередь тыловые колонки располагаются за спиной пользователя на том же расстоянии, но под углом в 110о. В случае, если ваш выбор пал на систему звучания 7.1, предполагающую наличие двух дополнительных тыловых колонок, их размещают по бокам зрительской зоны строго перпендикулярно центральному каналу. 

Стоит помнить, что помимо выбора и рационального расположения акустической системы в пространстве, важную роль в создании оптимального звучания играют акустические особенности самого помещения домашнего кинотеатра. Любая поверхность или предмет интерьера отражает или поглощает звук, может резонировать на определенных частотах и вызывать искажения, также могут исчезать низкие частоты.

Для того чтобы этого избежать, можно использовать в отделке комнаты специальные звукоизолирующие материалы. Конечно, может потребоваться значительное количество времени и средств, однако, если у вас в распоряжении хорошая звуковая система — игра стоит свеч. Если же нет возможности обустроить комнату с применением звукоизоляционных материалов, можно импровизировать: добавить в комнату больше мягкой мебели, повесить на окна массивные шторы из плотной ткани, пол и стены устлать длинноворсовыми коврами. Это позволит избавиться от разного рода звуковых искажений.

Многоуровневый свет — залог комфорта

При обустройстве домашнего кинотеатра важно уделить пристальное внимание вопросу его освещения. Здесь необходимо позаботиться как о выборе оптимальных осветительных приборов, так и об их распределении в пространстве вашей кино-обители.

От яркого нерегулируемого освещения лучше отказаться сразу: опыт показывает, что при таком свете качество изображения даже у лучших моделей видеоаппаратуры заметно снижается. При этом совсем без осветительных приборов тоже не обойтись — воздействие на зрение в этом случае ощущается значительно острее, появляется повышенная утомляемость глаз. Поэтому стоит озаботиться созданием рационально выстроенной, многоуровневой, настраиваемой системы освещения.

Для размещения на потолке лучше всего подойдут миниатюрные точечные светильники, равномерно распределенные по всей его поверхности. Они создадут как раз тот тип освещения, который больше всего подходит для просмотра кинокартин.

Лучше если у таких светильников будет несколько режимов работы, что позволит адаптировать уровень освещения к любой ситуации.

Для создания промежуточного освещения стоит обратить внимание на торшеры с плафонами, обеспечивающими мягкий, рассеянный свет. Устанавливать их лучше всего за видеоэкраном или монитором, иначе изображение будет казаться тусклым.

Следующий уровень освещения, который важно предусмотреть, проектируя домашний кинотеатр, — освещение ограниченной зоны. Учитывая, что редкий киносеанс сейчас обходится без закусок и прохладительных напитков, не лишней окажется возможность освещения журнального столика, на котором расположены продукты или мини-бар. Для этого можно использовать настольную лампу, максимально рассеивающую излучаемый свет.

Обеспечив освещение на всех уровнях, можно столкнуться с досадной проблемой — необходимостью постоянного включения и выключения всех осветительных приборов.

Для того чтобы избежать этой проблемы, можно объединить все источники освещения в систему управления светом. Для этого используется специальный распределительный блок, к которому подключаются все светильники, и пульт дистанционного управления.

Существует и еще один вариант — присоединение осветительных приборов к системе мульти-рум, которая позволит осуществлять управление не только светом, но и всем оборудованием домашнего кинотеатра, включая видеоаппаратуру и аудиосистему.

Прислушивайтесь к ощущениям

Следование правилам выбора и расположения аудиосистемы и приборов освещения при оборудовании домашнего кинотеатра может оградить будущего владельца от основных ошибок, влекущих за собой заметное снижение качества изображения и звучания. Тем не менее, они не должны являться истиной в последней инстанции. Добиться оптимальных результатов, филигранной точности в воплощении своих замыслов можно лишь экспериментируя и прислушиваясь к собственным ощущениям.

Несмотря на то, что словосочетание «домашний кинотеатр» давно знакомо каждому, кто хоть раз бывал в салоне бытовой техники, многие из нас по-прежнему воспринимают его не иначе, как набор оборудования для просмотра кинофильмов с поправкой на большую диагональ экрана и продвинутую аудиосистему. Между тем, это гораздо более емкое, комплексное понятие, подразумевающее отдельное помещение, все элементы которого (в том числе и техника) направлены на достижение одной единственной цели — эффекта присутствия зрителя в кадре.

В вопросе постановки звука для домашнего кинотеатра не ограничиться выбором достойной стереосистемы. Важно также создать соответствующие условия для наилучшей передачи и восприятия аудио эффектов. К примеру, подбирая материалы для оформления интерьера лучше отдавать предпочтение такому материалу как текстиль, поскольку он обладает полезным свойством гасить акустические помехи.

Для определения оптимальной стереосистемы домашнего кинотеатра существует специальный стандарт THX (Tomlinson Holman’s eXperiment), ставший своеобразным гарантом того, что замысел звукорежиссера будет полностью воспринят зрителем. Он представляет собой совокупность требований к аудиоаппаратуре, разработанных Томлинсом Холманом для компании Джорджа Лукаса Lukasfilm в 1982 году. Сейчас стандарт развился, модернизировался с учетом возможностей современной аудиоаппаратуры и был разделен на несколько уровней: THX Select, THX Select2, THX Surround EX, THX Ultra и THX Ultra2.

Для того чтобы не отвлекаться на посторонние раздражители при просмотре кинофильмов, боковые стены комнаты необходимо избавить от примечательных элементов декора и, по возможности, окрасить в темный однотонный цвет или использовать соответствующую драпировку. Нелишним будет использование настенных ковров, поскольку они поглощают свет, концентрируя изображение на центральной зоне, где располагаются зрители. Вообще способность поглощения света служит определяющим фактором при выборе того или иного элемента интерьера для домашнего кинотеатра.